Бойс, Йозеф

B  C  D  E  F  G  H  I  J  K  L  M  N  O  P  Q  R  S  T  U  V  W  X  Y  Z  ß  Ü  Ö  Ä 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я 
Бойс, Йозеф
Йозеф Бойс родился в семье торговца Йозефа Якоба Б. и Марии Маргареты Бойс в Крефельде 12 мая 1921 года. Вырос в городе Клеве. С 1930 года его отец вместе с братом торговал мукой и фуражом в помещении пустующей молочной фермы в поселке Риндерн недалеко от Клеве.

1927-1939: Обучение в католической народной школе, а затем — в государственной классической гимназии в Клеве. Первые встречи со скульптурой во время посещений мастерских художников — среди них был фламандский живописец и скульптор Ахиллес Мортгат. Также на Бойса произвели глубокое впечатление работы Вильгельма Лембрука, которые национал-социалисты заклеймили как «дегенеративные». Позже Бойс отнесет этого художника к числу мастеров, оказавших на него самое большое влияние.

У Бойса был широкий круг интересов, куда входили музыка, а также вопросы гуманитарных и естественных наук. Время, проведенное в гитлерюгенде он, как и многие его сверстники, расценивал как пору юношеской свободы. Сильным впечатлением для него стало сожжение книг во дворе его школы, устроенное по приказанию нацистов — от него он смог спасти книгу с репродукциями Лембрука и книгу Линнея.

1939: Почти целый год Бойс работал в цирке каскадером.

1941-1944: Бойс записался добровольцем в армию, хотя изначально собирался изучать медицину. Его часть размещалась в Познани — там под руководством зоолога и документалиста Хайнца Зильманна Бойс прошел обучение на бортрадиста люфтваффе. Зильманн поощрял интерес Бойса к ботанике и зоологии. До своего перевода в Эрфурт Бойс посещал лекции Познаньского университета.

По окончании обучения в люфтваффе Бойс служил попеременно в нескольких эскадрах пикирующих бомбардировщиков. В результате крушения самолета в Крыму Бойс был тяжело ранен, а пилот его самолета погиб. После капитуляции Бойс попал в британский плен в Куксхафене.

1945: Возвращение из плена. В это время Бойс жил у своих родителей в Клеве.

1946-1953: Изучение монументальной скульптуры в Государственной академии искусств в Дюссельдорфе. Бойс окончил академию в качестве ученика (майстершюлера) Эвальда Матаре.

На выставках в Доме Куккука Бойс впервые показал свои работы.
Вместе с Хайнцем Зильманном и Георгом Шимански Бойс работал над созданием документальных фильмов по зоологии.

Первая персональная выставка в 1953 году в доме братьев Ханса и Франца Йозефа ван дер Гринтенов в Краненбурге.

1956-1958: Участие в международном конкурсе на создание памятника в бывшем концентрационном лагере Аушвиц-Биркенау (Освенцим).

Завершение раннего цикла рисунков «4 книги проекта "Человек Запада", 1958», где Бойс разрабатывает свою Теорию скульптуры и Расширенное понятие искусства.

1959: Женитьба на Еве-Марии Вурмбах, студентке отделения эстетического воспитания Академии искусств в Дюссельдорфе.

1961: Переезд в район Оберкассель города Дюссельдорфа. Бойс принял предложение возглавить кафедру монументальной скульптуры в Академии искусств в Дюссельдорфе. Рождение сына Венцеля.

1963-1964: Первые акции, сначала в рамках мероприятий и хеппенингов движения «Флюксус», в том числе в Вуппертале и Ахене. Для публикации в связи с фестивалем нового искусства Бойс написал полуфиктивную биографию «Жизненный путь / Творческий путь» (Ахен, 1964), которую впоследствии неоднократно дописывал. Самая последняя редакция была сделана для каталога одной выставки в Базеле в 1969 году. Это литературное отражение самого себя он мыслил не только как пародию на ожидаемое музеями и галереями перечисление выставок, но и как возможность сформулировать свое представление о жизни как произведении искусства.

1964: Бойс впервые принял участие в выставке «Документа III» в Касселе, где показал рисунки и четыре скульптурные работы, созданные в период с 1951 по 1956 годы. После этого Бойса приглашают участвовать во всех следующих выставках «Документа».

1967: Первая большая выставка в городском музее Мёнхенгладбаха.

1967-1972: Недовольство традиционной образовательной системой все больше вовлекало Бойса в образовательно-политическую активность. За основанием «Немецкой студенческой партии» следует создание «Организации неголосующих — за свободное народное голосование», а в 1971 году основанной совместно с Карлом Фастабендом и Йоханнесом Штюттгеном «Организации за прямую демократию через народное голосование». Штаб организации, где Бойс работал вместе с Фастабендом, был в 1972 году по инициативе Бойса на 100 дней перенесен в Кассель, на выставку «Документа 5».

1972: После второй мирной оккупации секретариата Дюссельдорфской академии, направленной против ограничений в приеме студентов, Бойс был уволен из Академии. За этим последовала многолетняя судебная тяжба, окончившаяся мировым соглашением в 1978 году.

1972-1974: Бойс посещает Англию, Ирландию, Шотландию, Италию и США с курсом лекций под названием «Энергетический план для человека Запада», которые должен был способствовать распространению Теории скульптуры.

1973: Совместно с Генрихом Бёллем и Клаусом Штеком Бойс основывает объединение по поддержке Свободной международной высшей школы творчества и междисциплинарных исследований, которую он основал еще во время своей преподавательской деятельности и которая в конце концов превратилась в Свободный международный университет с отделениями в разных частях Европы (в Германии, Ирландии, Шотландии, Италии).

1976-1980: Бойс выставил свою кандидатуру в депутаты Бундестага в составе списка «Объединения независимых немцев». Бойс был ведущим кандидатом Объединения и набрал в своем избирательном округе Дюссельдорф-Оберкассель 600 голосов (то есть 3 процента). В 1979 году Бойс баллотировался в депутаты Европарламента по одномандатному округу от «Иного политического объединения — Зеленых». В 1980 году он принял участие в учредительном съезде Партии зеленых в Карлсруэ. Само собой разумеющейся концепцией для нее, по словам Петры Келли, вместе с которой художник занимался активной предвыборной борьбой за Партию зеленых, была концепция «антипартийной партии». В том же году Бойс от Партии зеленых баллотировался в депутаты земельного парламента Северного Рейна — Вестфалии.

1979: Первая большая ретроспективная выставка в музее Гуггенхайм в Нью-Йорке.

1980: Открытие Свободного международного университета в Аудитории № 3 в Дюссельдорфской академии.

1982: Бойс представляет свой последний и самый масштабный проект для выставки «Документа» в Касселе — социальную скульптуру под названием «7000 дубов», при помощи которой он покинул пространство, традиционно предназначаемое для искусства.

1985: Бойс создал свою последнюю инсталляцию в Неаполе под названием «Палаццо Регале».

1986: За несколько дней до смерти Бойс получил от города Дуйсбурга престижный приз имени Вильгельма Лембрука.

12.01.1986: Йозеф Бойс умирает в Дюссельдорфе.

Фото: Йозеф Бойс, 1969. Архив изображений Фонда Прусского культурного наследия /Абизаг Тюльман © VG-Bild-Kunst Bonn
Лицензия Общероссийской общественной организации "Российское авторское общество"

Проекты:

Йозеф Бойс: Призыв к альтернативе