Körperkultur. Культура тела в Германии и СССР, 1910–1930 гг.

Галерея «Ар Деко» совместно с Russian Art Institute в рамках Года Германии в России 2012/13 представляет выставку «Körperkultur. Культура тела в Германии и СССР, 1910 – 1930-е».


В Германии 1910-1930 – х годов мы наблюдаем настоящий взрыв культуры тела. Большими тиражами издаются книги и брошюры о красоте тела, совершенствовании тела, сопровождаемые фотографиями с обнаженными женщинами и мужчинами, выполняющими сольный танец, массовые хоровые движения или различные гимнастические упражнения. Этот период связан с деятельностью целой плеяды выдающихся экспериментаторов в области гимнастики, ритмопластики и современного танца, а также с активным изучением фиксации и передачи движения в живописи и, главным образом, в фотографии.

Рудольф Лабан, один из основателей свободного танца, рассматривал танец как некую абстрактную систему, трансцендентную космическую силу, которая пронизывает все ритмом и напряженностью. Отказавшись от заученных движений, музыкального аккомпанемента, темы и сюжета, тело должно искать собственные ритмы, расширяя свой эстетический опыт за пределы рационального. Наиболее ярко и лаконично этот образ воплотился в фигурах обнаженных танцовщиц Фердинанда Прайсса и его серии скульптур «Экстаз».

В СССР аналогичные поиски в области Нового танца были, прежде всего, связаны с деятельностью Хореологической лаборатории при РАХН, существовавшей с 1923 года. У истоков лаборатории стояли Василий Кандинский, Алексей Сидоров и Александр Ларионов. Кандинский считал движение частью «синтетического искусства», идею которого он разрабатывал совместно с танцовщиком и хореографом Александром Сахаровым, живописцем Алексеем Явленским и композитором Томасом фон Гартманом. В одной из работ Кандинский писал о необходимости установить связь между движением линий и движением человеческого тела, перевести линию в движение тела и движение тела в линию. В 1920-е годы он создал серию аналитических рисунков по фотографиям танцовщицы Грет Палукки, в которых движение передавалось схематичными линейными комплексами.

Антиподом свободного танца, выражавшего субъективные внутренние эмоции и потому ставшим наиболее ярким воплощением духа индивидуальности, выступала физическая культура с ее идеей об "объективном" теле и сухой количественной оценкой физической силы и здоровья. Именно эти два полюса - субъективное и объективное, индивидуальное и общественное - и определяли "культуру тела" в 1920-е годы. Неудивительно, что впоследствии, когда и в Германии, и в СССР закончился период относительной свободы, власть решительно отказалась от "индивидуального" и все находки в области искусства движения стали использоваться лишь для хореографии массовых празднеств и физкультурных парадов.

Основу выставки составили скульптуры Фердинанда Прайсса, выдающегося мастера декоративной пластики Германии. Все скульптуры предоставлены из личного собрания М.О. Окрояна и будут экспонироваться впервые. Также в состав выставки вошли произведения Николая Загрекова, редкие эскизы А.Петрицкого и Н.Айзенберг, документальные фотографии по биомеханике Вс. Мейерхольда и немецких журналов о красоте человеческого тела.

Произведения для выставки предоставлены Государственным Русским музеем, Государственным театральным музеем им. Бахрушина, Обществом друзей Николая Загрекова.
Язык: Русский
Вход: Свободный
Дата: 20 декабря 2012 - 18 февраля 2013
Место: г. Москва, Лужнецкая наб., д. 2/4
Галерея "Арт Деко"
Контакты: Тел.: +7(495)6399484
+7(916)9173162
artdecogallery@mail.ru
www.artdecogallery.ru
Организатор:
     
Спонсоры и Партнеры:
Государственный театральный музей им. Бахрушина
Общество друзей Николая Загрекова
Государственный Русский музей